Центр Культурных Проектов НИЯУ МИФИ   vk  vk  

Опера "Борис Годунов" в Большом театре

 

BT

Зачем, как вы думаете, М. П. Мусоргский обращался к историческим хроникам Шекспира прежде чем приступить к написанию оперы?

 

Илья Верендеев Б18-501

Шекспир оставил большое культурное наследие, которым и по сей день пользуются деятели искусства. Влияние Уильяма Шекспира простирается на литературу и театр. Великий английский драматург изменил европейский театр, показав, чего можно достигнуть путём работы с характеристиками персонажей, фабулой, языком и жанром. Сфера комедий Шекспира  - человек и природа, представляемая в виде всеблагой и всемогущей силы, общество и человек в частности являются лишь ее частью. В комедиях Шекспира главенствует идеальное, тождественное природному. Отсюда родство комедий Шекспира с литературой романтического плана: сюжет насыщен фольклорными, авантюрными и пасторальными мотивами, основная тема - любовь и дружба, основная группа персонажей - лирические и романтические герои и героини. Шекспир стал образцом построения драматургии произведения. Произведения Шекспира объединяют порой противоположные по смыслу вещи: строгий реализм, разнообразие характеров героев, драматургические концепции, великолепный метафорический язык, невероятное умение сочетать трагедию и юмор – все это стало огромнейшим вкладом в мировую литературу и драматургию.

В сфере русской культуры есть специальные термин «шекспиризм»— идейно-эстетическое направление, характеризующее диалог культур России и Европы и проходящее через призму изучения и освоения творческого наследия Шекспира. В работах многих отечественных писателей (Пушкина, Достоевского) шекспиризм проявлялся в осознании художественных открытий английского драматурга, масштабности действия в его произведениях, в накале страстей, в небанальном построении взаимоотношений между людьми, в умелом сочетании человека и истории, в смешении стилей.

Но сумел ли кто-нибудь из великих композиторов воплотить объемность и многогранность Шекспира в музыкальных произведениях?

Конечно, да. Так, например, в культурной среде проводится параллель между Шекспиром и Моцартом. Именно английский писатель оказал мощное влияние на становление и развитие Моцарта-драматурга. Его идеи изменили взгляды на народный театр, художественный опыт народа, он в определенной мере привел Моцарта к «Дон Жуану». И в отечественной среде прослеживалось влияние наследия Шекспира у Чайковского, Верди и, конечно, Мусоргского.

Именно Модест Петрович Мусоргский задействовал многие шекспировские мотивы в своих произведениях, не будучи при этом явным шекспирологом, всю жизнь он занимался национальными сюжетами. Но Мусоргский перенял наследие Шекспира и преобразовал его в дар музыкального перевоплощения, позволившем композитору создавать  различные и неповторяющиеся фигуры, совмещать комедию и трагедию в одном произведении. Модест Петрович имел талант реалистически показать живой народный фон, показать людей из народа. Наконец, совершенно в духе шекспировских хроник композитор показывал частное через целое, умело проецировать историческую драму на отдельные людские судьбы. 

Заметный след в мировоззрении Мусоргского оставила его дружба с В. В. Никольским, филологом-пушкинистом, воспевавшим Шекспира. Именно В. В. Никольский посоветовал взять основой оперы трагедию Пушкина. В этом тоже, я считаю, кроется тот факт, что в русском свете Пушкин являлся первым шекспирологом, имя английского коллеги то и дело мелькало в его письмах, как и упоминание в работах сцен и героев произведений Шекспира. Кроме того, образы Шекспира невольно влияли на тексты Пушкина и становились своеобразными проекциями, например, образ Брута в стихо­творении «Кин­жал» (1821) связывают с героем драмы Шекспира «Юлий Цезарь». Поэтому наследие Шекспира повлияло на Мусоргского при написании оперы, поставленной по Пушкинской трагедии.

Пушкинско-шекспировским видится прежде всего тип народной музыкальной драмы, представленный у композитора в двух видах: исторической хроникой и исторической трагедией в их взаимодействии, как и у Шекспира.

В опере «Борис Годунов» явлены три типа творцов, три метода творчества — Шекспира, Пушкина и Мусоргского, воплощены три исторические эпохи. Глубокая внутренняя связь проявилась как в использовании шекспировских мотивов, так и в развитии шекспировских взглядов на народ. Критики и зрители поражаются народным образам, контрастами их характеров и душевного устройства. Шекспиризм проявляется в небывалой силе, глубине страстей, остроте душевных конфликтов.

Таким образом, реалистичность действия оперы проявлялась как в действиях, так и в речах героев. Пушкин и Мусоргский отказались от стройной и простой, столь удобной и привычной для зрителя композиции классической трагедии, от длинных, специально написанных сцен и диалогов, отойдя от классической театральности в пользу универсальной шекспировской драматургической системы. 

 

Максим Гришаев Б17-202

Люди хорошо знакомые с творчеством Шекспира, безусловно, найдут много общего между его произведениями и «Борисом Годуновым». Эти произведения объединяет их историзм, общие темы и мотивы, схожесть поднимаемых в них проблемы и многое другое. Сам Пушкин писал, что изучал творчество Шекспира при написании своего «Бориса Годунова» и вполне закономерно, что Мусоргский перед написание оперы, в которой за основу берет произведение Пушкина, так же обращается к творчеству английского драматурга.

Шекспир – непревзойдённый мастер трагедии, а его произведение давно уже стали образцами театрального искусства. Ряд его произведений объединяют в цикл, называемый историческими хрониками. Они рассказывают о становлении английской государственности. Писатель своими хрониками охватывает все последовательно сменявшиеся царствования английских королей от Ричарда II (и его предка короля Джона) до воцарения современной ему династии. Главной движущей силой повествования становится у Шекспира время, как Единая цепь бытия, именно оно определяет дальнейшее развитие сюжета. Когда законный король Ричард II был убит, не успев оставить наследника, разрушилась гармония Единой цепи бытия. Это повлекло за собой трагические события для английского престола: споры за корону между Ланкастерами и Йорками, война Алой и Белой разы и наконец приход к власти Ричарда III. Ричарда для достижения своих личных целей пытается изменить ход истории, и проливается много крови:  он убивает и Генриха VI, и его сына Эдуарда, принца Уэльского, и собственных старших братьев Эдуарда IV и Георга, герцога Кларенса, и своего племянника — Эдуарда V, наследника престола. Государство погружается в хаос и смуту. Гибель Ричарда III — это, по Шекспиру, восстановление нормального течения Времени. 

Шекспир поднимает в своих произведениях проблема личности в истории, влияния деяний правителя на судьбу государства, так же раскрывается тема общества, в его произведениях появляется национально-народный фон, как основа государства. 

«Борис Годунов» повествует об историческом периоде царствования Бориса Годунова, начиная от его восшествия на престол и до самой его смерти. После убийства царевича Дмитрия не остается законных наследников престола, и народ молит Бориса принять царствование, и после долгих упрашиваний он соглашается надеть царский венец. Перед нами предстает государь, достигший высшей власти путем цареубийства. Это событие имеет тяжелые последствия для государства, которое постепенно начинает погружаться в хаос и смуту. Мы видим, как простые люди винят царя во всех бедах и несчастьях, постигших их в эти годы. Так же нам показывают кару высших сил. Люди разгневали бога усадив на престол цареубийцу. В стране наступают тяжелые времена: неурожай и голод. Так же мы видим проявление этой божественной воли в словах Юродивого про Бориса и его пророческих словах о грядущей смуте. Но Борис не предстает перед нами абсолютным злодеем. Мы видим его муки совести: то, как болезненно он переносит этот грех, и то, как его терзают видения убиенного царевича. Раскрывая образ Годунова, знакомя с его семьей и душевными терзаньями, автор делает трагедию намного глубже: нам показывают его как любящего и заботливого отца, как правителя старающегося заботиться о своем народе, однако ни в семье, ни в правлении он не видит утешения. Жених его дочери умирает, а народ его отвергает. И вот, когда страна была уязвима, появляется самозванец, нарекший себя именем невинно убиенного царевича, стремящийся занять престол, готовый ради этой цели проливать кровь своего народа. Опера заканчивается предсказанием Юродивого о грядущих несчастьях: «Скоро враг придёт и настанет тьма,»

Не трудно заметит общее в этих произведениях. Это и главная сюжетная линия правления цареубийцы, и то какие последствия это повлекло для государства, и историческая основа произведений, поднимаемые проблемы и темы. Конечно, здесь и речи не идет о подражании. Мусоргский поставил перед собой цель создать художественное произведение, в основу которого лягут конкретные исторические факты, тяжелого для страны периода. И возможно обращение к Шекспиру, который в своем творчестве сталкивался с такой же задачей, помогло ему сформировать свое видение будущей оперы, позволило подчеркнуть для себя некоторые художественные и драматургические приемы и создать свое уникальное произведение. У Мусоргского получилось не просто передать современные для него проблемы под маской исторической эпохи, как делают это некоторые авторы, а перенести слушателя в то время и показать события прошлого. 

 

Анна Грудинина М19-202

«Борис Годунов» - одна из знаковых русских опер, открывающая тайну загадочной «русской души» и не поддающегося логике «русского народа». Судьба «Бориса Годунова» - судьба новаторского произведения искусства, гонимого конформистами и восторженно принятого прогрессивной публикой. 

Идею написать оперу на сюжет исторической трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» Мусоргскому предложил его друг В.В. Никольский, профессор истории русской литературы. В своей работе Мусоргский, как известно, опирался на «Истории государства Российского» Карамзина, различные исторические документы и, само собой, на произведение Пушкина. Мусоргский удивительно точно передал дух того времени и показал столкновение царя и народа, выведенного в главные действующие лица. «Борис Годунов» стал отражением эпохи, поражающем зрителя своей широтой и контрастами, живостью сцен, жизненной правдивостью, глубиной и проницательностью передачи характеров и, конечно, своеобразными музыкальными решениями. 

Что примечательно и довольно нетипично для драматического произведения, «Борис Годунов» строится по законам хроники: по типу повествования опера ближе к шекспировским хроникам, нежели чем к трагедии, в которой события неизбежно вытекают одно из другого. Как и в исторических хрониках Шекспира, в «Борисе Годунове» темой выбраны смутные времена, а внимание акцентируются на тех проблемах, которые перекликаются с современностью (взаимоотношения царя и народа). Мусоргский, подобно Шекспиру, с размахом показывает зрителю широкие исторические полотна.

Таким образом, Мусоргский несколько отходит от традиционного понимания жанра музыкальной драмы: «Борис Годунов» лишен чисто театральных условностей. Историческая основа и остросоциальный философский подтекст оперы переводит ее в разряд исторической трагедии, и это, несомненно, делает «Бориса Годунова» оперой, исключительной по размаху и психологической напряженности.

 

Илья Жданов Б17-202

Постановка оперы “Борис Годунов” на российской сцене ознаменовала новую эпоху в истории музыкального театра. И неудивительно, ведь на её создание было потрачено неимоверное количество сил и вдохновения многих известных личностей. Так, “отцами-создателями” данной оперы можно считать Модеста Петровича Мусоргского, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Александра Сергеевича Пушкина и даже Уильяма Шекспира! Чувствую, по поводу последнего могут возникнуть некоторые вопросы... Но обо всём по порядку.

Модест Петрович по вполне понятным причинам называется “отцом” оперы “Борис Годунов”, ведь он написал все инструментальные партитуры, и вокальные партии, придал колорит и натуральность персонажам, и эскизы декораций, и т.д., всех элементов оперы не перечислить, да и незачем.

Следующим в списке шёл Николай Андреевич, близкий друг Мусоргского, и активный сторонник постановки данного произведения в репертуар Мариинского театра в Санкт-Петербурге. И даже более чем сторонник, Римский-Корсаков предложил свои редакции “Бориса Годунова”, в которых сгладил многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, в результате чего они получили наибольшее распространение. Для справки: свои оркестровки также предложил Дмитрий Дмитриевич Шостакович, позже еще два варианта были сделаны Джоном Гутманом и Каролем Ратгаузом для нью-йоркской Метрополитен-опера.

Теперь плавным образом перетекаем из музыкальной сферы в область художественной литературы, где и родилась, как элемент искусства, трагедия “Борис Годунов”. Умелыми руками Александра Сергеевича были перекованы сухие страницы “Истории государства Российского” Николая Михайловича Карамзина в трагичнейшее произведение исторической действительности России – описания периода Великой Смуты до сих пор будоражат читателя своей безысходностью и безграничной тоской. Но написана она совсем не в стихотворном пушкинском стиле, во многом потому что Александр Сергеевич вдохновлялся историческими хрониками Уильяма Шекспира.

Впервые идея описать становление государственности, точнее преодоление хаоса человеческой вражды, не в сухом историческом стиле, а в виде полноценной драмы, пришла именно к Шекспиру. Основной темой Уильяма был процесс становления английской государственности через преодоление хаоса междоусобиц и приход к власти династии Тюдоров. За основу он брал исторические “Хроники Англии, Шотландии и Ирландии” Холиншеда. В точности как и у Пушкина – приход после Смуты династии Романовых по описаниям Карамзина. Обращаю внимание: создание самого жанра исторической хроники-драмы - это целиком заслуга Уильяма Шекспира, как первооткрывателя. Все каноны написания и структурирования сцен уже прописаны в шекспировских произведениях. И чтобы точно уловить какое место занимает та или иная сцена в общей канве повествования – приходилось обращаться к оригиналу. Благодаря широкой (несколько томов) базе текстов данного жанра, лучше уяснялась проблема слабого либо абсолютно аморального правителя, что позволяло делать правильные акценты в ”Борисе Годунове” на личности главных действующих лиц.

Собствeнно говоря, что касаeтся пepeсказа coдержания оперы, то не имеет большого значения, какой из редакций придepживаться; важно лишь дать представление о всех сценах и эпизодах, написанных автором. Эта драма строится Мусоргским скоpee по законам xpoники, напoдобие шекспировских хроник королей Ричардов и Генрихов, нежели трагедии, в которой однo coбытие с роковой необходимостью вытекает из другого. И различные редакции ничуть не мешают раскрыть главное действующее лицо оперы – сам народ.

Суммируя вышесказанное, выстраивается некоторая условная схема “вдохновлений” от одной тематики - преодоления хаоса вражды (в данном случае на примере преобразования государственности).

Конечно, название “отцы-создатели” не вполне удачное. Ведь если истинным отцом считать Мусоргского, вложившего всю свою душу в создание данной оперы, то Пушкин “отец отца”, а Шекспир вообще – “прадедушка” оперы “Борис Годунов”. Так или иначе, чёткая взаимосвязь между ними вполне ясна, не вдаваясь в подробности метаисторических взаимосвязей. Проще сказать так: если бы не было Холиншеда – родилась бы драма о династии Тюдоров? Несомненно. Но вот смогла бы появиться без Шекспира опера о русской Смуте, бессмысленной и беспощадной? Большой вопрос, но абсолютно точно в другом виде и форме, нежели её можно лицезреть сегодня.

Таким образом, чётко прослеживается историческая взаимосвязь художественных осмыслений одной проблемы – отсутствия сильного правителя. Проводятся параллели русской Смуты и английской хроники – войн Алой и Белой розы и появления первых Ланкастеров.

 

Анастасия Искова С19-201

В основе любого произведения лежит уже существующее, поэтому, отвечая на поставленный вопрос, стоит помнить, что опера М. П. Мусоргского “Борис Годунов” вдохновлена трагедией за авторством А.С.Пушкина, который в свою очередь написал своё произведение в стиле исторических хроник Шекспира. Справедливо предположить, что для того, чтобы как можно более живо и точно передать “Годунова”, композитор решил обратиться к истокам. 

XVIII-XIX века в русской литературе были ознаменованы так называемым шекспиризмом, возникшим в ходе освоения творчества Шекспира мировой культурой. Английский поэт обсуждался везде, о нём много писали и говорили; Мусоргский жил в этой среде и разговоры о гениальном писателе никак не могли обойти его стороной. Его хороший знакомый В. В. Никольский, историк и литературовед, также увлекался творчеством Шекспира, именно он предложил композитору взять за основу своего нового произведения текст Пушкина, пропитанный духом Шекспира. Также немаловажно знакомство Модеста Петровича с композитором Гектором Берлиозом и его “шекспировской” композицией музыкального произведения, изучение которой также отразится в его работе. Особо вдохновил его и литературный вечер, организованный в честь трехсотлетия со дня рождения Шекспира, на котором прозвучали созданные по мотивам его пьес музыкальные произведения. Мусоргский и сам под влиянием окружения заинтересовался творчеством Шекспира; посещая различные постановки, он особо восхищался манерой сочетать на сцене “возвышенное и комичное”, сочетать несочетаемое, что и сам попытался позднее воплотить на сцене. Восхищенное увлечение перерасло в нечто большее, вдохновлявшее на творчество, но композитор не старался копировать или подражать Шекспиру, он старался его переосмыслить, что причисляло его последователям шекспиризма, коих на тот момент было немало в мире искусства.

“Борис Годунов” -  литературное произведение, задуманное как русская шекспировская историческая хроника с присущими ей элементами: персонаж-правитель с внутренним конфликтом, сюжет, построенный на рассмотрении становления власти в государстве, конфликт правителей и народа, многоплановость действия. Перед Мусоргским стояла задача объединения в опере особенностей творчества Пушкина, Шекспира и своего собственного. Важно было уделить внимание романтическому историзму, который сочетал в себе исторические хроники и драму. В своей постановке Мусоргский подвергает значительной обработке исходный текст, убирает сцены и героев, но выводит на передний план главного героя Бориса, тем самым позволяяя раскрыть многогранность и сложность персонажа, и что, возможно, на взгляд Мусоргского более приближало произведение к шекспировским канонам. Немаловажными становятся такие составляющие постановки как само время действия и Народ, которые помогают связать на сцене внутренний конфликт Бориса, конфликт царя и Народа и конфликт в масштабах страны. Музыка в опере играет, конечно же, не последнюю роль, и Мусоргский в её написании ставит перед собой цель эмоционального раскрытия текста. В вокальных партиях героев он раскрывает их характеры в соотвествии с пушкинской драмой, и, несмотря на то, что это опера, дает им возможность и говорить приближенно обычным языком, и в то же время исполнять арии. Сочетание несочетаемого, упомянутое ранее, отступление от привычной для жанра подачи материала отсылает к шекспировской манере постановки, что придаёт опере “Борис Годунов” своеобразность и необычность и выводит жанр на новый уровень.

Вероятно, для достижения эффекта “Шекспир в опере” Мусоргский и обращался к историческим хроникам, чтобы оживить дух шекспировской постановки, придать неординарности гениального поэта своему происхождению, связать “Годунова” с его прообразом.

Сам Шекспир, его идеи и взгляды на мир были, есть и будут, скорее всего, одними из самых влиятельных в мире искусства, ведь они пережили столько веков и тем не менее остаются актуальными и на сегодняшний день.Увлечение композитора Шекспиром вне контекста создания оперы было, можно сказать, очевидным для того времени и того круга общения. Но более основательный поход к его творчеству был обусловлен идеей постановки сильного текста с сохранением изначальных черт, присущих жанру исторических хроник, изобретённых Шекспиром. На создание как литературного, так и музыкального произведений “Борис Годунов” их авторов вдохновил особый стиль и взгляд литературного гения, сильно повлиявший на их последующее творчество. То, что произведение было созданно по средствам переосмысления шекспиристом шекспириста, делает оперу “Борис Годунов” первым произведением шекспиризма в отечественном творчестве.

 

Дарья Маклецова С15-707

Опера Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» — это необычайное по своей силе, замыслу и музыкальному языку произведение. Написана она на либретто самого композитора по одноименной трагедии А.С. Пушкина. В основе оперы лежат подлинные исторические события, рассказывающие о тяжелом времени для страны, которые наступили со смертью Бориса Годунова, приходом поляков и Лжедмитрия. Неслучайно ее жанр Мусоргский определил, как народная музыкальная драма, ведь главное действующее лицо в ней – народ, и сцены с ним занимают центральное место в драматургии.

При написании оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргский мог обращаться к историческим хроникам Шекспира, чтобы провести параллель между «Борисом Годуновым» А.С. Пушкина и «Макбета» Шекспира.

Сопоставление «Бориса Годунова» А.С. Пушкина с шекспировской драматургией вполне оправдано заявлением автора в набросках к пьесе: «Не смущаемый никаким иным влиянием, Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении типов…». На близость Шекспиру указывает и широта охвата мировоззренческих проблем в «Борисе», тематика осмысления хода истории и судьбы государственного человека (царя-узурпатора).

В целом можно отметить, что общим и у Шекспира и у Пушкина является осмысление психологических и этических проблем трагедий героев в тесной связи с социально-исторической обстановкой, порождающей их. Страсти героев обусловлены всем ходом истории эпохи, не являющейся далеким фоном, а составляющей почву, на которой живут и действуют герои. Мир их личных переживаний связан с миром общественных переживаний. Макбет и Борис стоят на вершине социальной пирамиды, и от совершенных ими грехопадений сотрясается все общественное здание. Вот общий смысловой итог трагедий Шекспира и «Бориса Годунова» Пушкина.

 

Светлана Слепнева C14-705

Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» открыла не только новую эпоху музыкального театра, но и поразила зрителей глубиной, с которой автор раскрывает тему сложных отношений царя и народа.

Основанная на одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина, опера раскрывает историю правления Бориса Годунова с несколько другого ракурса. Во время написания произведения Мусоргский обращался к текстам Николая Михайловича Карамзина и его «Истории государства Российского», что добавило опере историческую достоверность и помогло сфокусироваться на народе того времени как на важном и отдельно стоящем персонаже.

Перед Модестом Мусоргским стояла непростая задача: соединить драматизм поэмы Пушкина и сухость исторических фактов Карамзина, передать трагизм судьбы Годунова и остаться достоверным. Эту же цель преследовал Уильям Шекспир при написании исторических хроник о становлении королевской династии Тюдоров в Англии 14-15 веков. В центре каждого шекспировского повествования личность, но не она определяет ход рассказа. В конечно итоге именно время и независимые от героя обстоятельства становятся определяющими.

Внутри самого сюжета – политический хаос, надвигающаяся смута и интриги, что так схоже с экспозицией исторических хроник Шекспира. Несмотря, на разные эпохи и места действия, состояние и самоощущения персонажей – от основных до второстепенных – идут в унисон. Гений своего дела – Уильям Шекспир – был в определенном смысле образцом Мусоргскому в создании сбалансированного исторического произведения, наполненного сильными психологическими портретами и художественностью.

Опера «Борис Годунов» это слияние гениальной музыки и хорошо выверенной драматургии, которую великий композитор почерпнул у великого драматурга.

 

Дмитрий Хребтов С15-403

Термин «шекспиризм» в русской критической мысли появился в середине XIX века ввел П. В. Анненков (глава «Шекспиризм» в книге «Александр Сергеевич Пушкин в Александровскую эпоху», 1874). Под понятием «шекспиризма» скрывается художественно-эстетический набор мыслей и идей, который характеризует видение и понимание истории и современности, прошлого и будущего. Пушкин считал Шекспира романтиком, понимая под «истинным романтизмом» прежде всего искусство, соответствующее «духу века» и связанное с народом. Соглашаясь с позицией Шекспира, Пушкин перенес его художественную систему в контекст своей эпохи. Главные черты шекспировской манеры он находил в объективности, жизненной правде характеров и «верном изображении времени». В этом контексте интересно прослеживать систему шекспировских взглядов в трагедии «Борис Годунов», где объективность в изображении эпохи и характеров «смутного времени» достигается выдвижением на первый план проблемы власти и ее отношения к народу.

Продолжил заложенную Шекспиром и Пушкиным идею Мусоргский. Композитор нашел в Шекспире глубину и тонкость психологического анализа. Для оперы Мусоргский выбрал Пушкинского «Бориса Годунова», созданного как раз с оглядкой на шекспировское восприятие мира. Проблема драмы представлена у композитора во взаимодействии и противопоставлении двух направлений: исторической хроники и исторической трагедии. Истинность и честность достигается путем проецирования общих концепций и идей через частные примеры. Такой принцип драматургии отражает одну из самых характерных черт в музыке Мусоргского. Глубокая внутренняя связь проявилась как в использовании шекспировских мотивов, так и в развитии шекспировских взглядов на народ. Народные образы «Бориса Годунова» наполнены шекспировскими контрастами: трагическое и комическое, возвышенное и низменное. Образ царя Бориса Мусоргский наделяет шекспировским трагизмом, по глубине противоречивости, подлинной человечности он близок шекспировским героям.

 

Почему опера "Борис Годунов", по словам критиков, "ознаменовала новую эпоху в истории музыкального театра"?

 

Софья Емцева С16-702

 

Модест Петрович Мусоргский – один из наиболее самобытных, талантливых и продуктивных композиторов девятнадцатого века. Став представителем так называемого «шекспиризма» в музыке, он раскрывал внутренний мир каждого героя, ставил ребром острые социальные вопросы шестидесятых-семидесятых годов. Мусоргский не боялся новаторства, "топорности" и шероховатости в музыкальных образах, что ярко отразилось в одном из его наиболее известных произведений – опере «Борис Годунов», которую музыкальные критики по праву считают открытием новой эпохи в истории музыкального театра.

Опера, в основе которой лежала одноименная трагедия А.С. Пушкина, не была похожа на остальные: плотность сюжета, непрерывность действия, невозможность разбить представление на части антрактами и паузами для смены декораций делали ее абсолютно новаторской. Музыкальный язык Мусоргского был представлен довольно необычными приемами: тремоло струнных на высоких нотах, «нервозность» аккордовой фактуры, медленный темп, тихая динамика – все это выводило идею на уровень стиля и действовало на пространстве оперы в целом.

В музыкальной драме Мусоргского был отражен кризис власти и несовместимость царских идей с нравственной позицией русского народа. Уделяя особое внимание человеческой речи, композитор наполнял музыку подлинной народностью. Он порождал новый интонационный строй русской музыки, извлекая ее из народных напевов и речевых интонаций. Таким образом, усовершенствованная вокальная партия отражала «мелодию, творимую говором человеческим». При этом была увеличена нагрузка и на оркестр. В инструментальных вступлениях и самостоятельных картинах оркестр часто не только «досказывал», но и раскрывал основное настроение и содержание действия.

Пушкинская трагедия прошла долгий путь осмысления Мусоргским, и он расставил иные нежели поэт смысловые акценты: у композитора не было однозначности образов, в разных сценах герои раскрывались с разных сторон, отражая неустойчивость Смутного времени и переломные моменты истории. Самим автором был переосмыслен образ Бориса Годунова с христианской точки зрения: начало и конец его царствования сопровождался молитвой, выделенной минималистичной и незамысловатой мелодией. Обойдясь весьма «свободно» с пушкинской пьесой, Мусоргский изменил и финальную сцену, оставив оперу без развязки. Он обратил последующие события в будущее, выстроив связь исторических событий с современностью. Мастерство композитора в передаче массовых народных сцен, музыкальной речи и гармонического языка – позволяет ощутить близость драматургии композитора современной эпохе. Уже в двадцатом веке советский композитор Э. Денисов писал: «Мусоргский художник, смотревший даже не на десятилетия – на столетия вперёд». Постановки оперы до сих пор не сходят со сцен российских театров, а также ставятся за рубежом.

 

Карина Куделькина С16-702

В 18 веке в истории развитии европейской оперы произошли существенные реформы К.В.Глюка. Их суть заключалась в слиянии в единое целое музыки и сценического действия. Мусоргский произвел реформу, не уступающую западной. Он является создателем реалистичной народной музыкальной драмы, в которой действуют равноправные герои – народ и личность. Композитор представлял народ как великую историческую личность, одушевленную единой идеей. При этом народ в своем творчестве он показал многопланово, неоднозначно, учитывая не только сложность той или иной исторической эпохи, к которой обращался, но и моменты самопознания, духовного роста или кризиса русского народа. В понимании роли музыки в этом вопросе Мусоргский следует исканиям русской культуры своего времени. Для сюжета своей оперы «Борис Годунов» композитор выбрал переломный момент отечественной истории – Смутное время. Это дало возможность понять и воплотить в музыке многообразные противоречия русской жизни. И сделать это Мусоргский стремился с максимальной правдивостью.

Новаторскую сущность оперы «Бориса Годунова» определили принципы драматургии трагедии Пушкина. Мусоргский адаптировал трагедию в иную художественную сферу, используя иные идейно-смысловые акценты. В Пушкинском повествовании всегда ощущается присутствие высокой эстетической нормы, которая стоит между поэтом и объектом его описания. У Мусоргского наблюдается теснейшая связь с эстетикой и художественной практикой своего времени, поэтому в тексте оперы композитор нарушает высокий эстетизм пушкинской речи, он снимает литературную ретушь, заменяя её просторечием. Обратимся к монологам Бориса в опере, в них композитор лишь частично использует оригинальный текст пушкинской трагедии. Композитор меняет акценты, максимально заостряет степень смятенности души царя, используя заостренные фразы и напряженные синтаксические построения. Мусоргский хотел всю русскую музыку извлечь из речевых интонаций и преобразованных народных напевов и таким образом создать новую эру творчества и совсем иные органические приемы образования и формирования музыкального материала. Отсюда достоинства музыки композитора, которые определяются жизненностью его звукообразов, сочностью и свежестью мелоса, меткостью характеристик.

Итак, по сравнению с другими произведениями, в данной опере Мусоргский значительно усложнил взаимоотношение вокального и инструментального начал, явно увеличив нагрузку на оркестр, которой он наделяет образной емкостью, ведет напряженный спор с вокальной партией за главенство в музыкальном выражении сценического эпизода. Действие оперы разомкнуто, развязки в собственном смысле нет. Последующие события обращены и спроецированы в будущее. Таким образом, у зрителей всякий раз появляется возможность осмысления связи времен, исторических событий с современностью.

 

Алена Ламкова С15-706

«Борис Годунов» М. П. Мусоргского — одно из немногих произведений мировой оперной классики, обладающее способностью остро реагировать на запросы времени. Сценическая судьба творения Мусоргского отчетливо отразила смену и взаимосвязь социально-исторических и эстетических эпох. Особенность бытования «Бориса Годунова» в культуре в том, что не только сценические трактовки, но и сам текст — партитура Мусоргского — претерпевал значительные изменения. «Борис Годунов» оказался произведением, чья идейная глубина и художественная новизна осмысления истории значительно превышали все, что существовало в тогдашнем музыкальном мире.

Трагедия Пушкина существенно отличается от классицистических трагедий, господствовавших до неё на сцене. Вместо единства места — свободный переход от кремлевских палат к монастырской келье, а от неё — к корчме, к боярскому дому, к дворцу польского вельможи, к полю брани и т. д. 

Вместо единства времени — разрыв между моментом воцарения Годунова и развитием событий, связанных с Гришкой Отрепьевым («Шестой уж год я царствую спокойно…»). Вместо единства действия — включение в основной сюжет (борьба за власть) второстепенной линии — любовной интриги Самозванца и Марины Мнишек. Вместо схематичных характеров — полнокровные образы действующих лиц. 

Например, Борис Годунов — и злодей-узурпатор, жестокий деспот, и человек, мучимый угрызениями совести, и опытный, умный правитель, и чадолюбивый отец; Самозванец — и легкомысленный авантюрист, и страстный любовник, готовый во имя любви отказаться от своих замыслов, и ловкий политик, умеющий учесть обстановку и настроения толпы, и смелый, находчивый человек, и предатель родины, способный иногда испытывать нечто, похожее на раскаяние: приходится проливать русскую кровь и идти против Руси. 

Пушкин отмечает важнейшую черту в характере Бориса – его властолюбие, но ею не ограничивается. Следуя за Шекспиром и романтиками, Пушкин даёт всестороннее освещение внутреннего мира его образа, показывает трагедию этого сильного и решительного и одновременно глубоко несчастного человека, которого жажда власти и случай толкнули на преступление. 

Наконец, вместо единого высокого стиля, который, по мнению классицистов, подобает трагедии, у Пушкина — смешение «высокого» и «низкого» стилей, например монолог Бориса «Шестой уж год я царствую спокойно…», выдержанный в традициях «высокой» сценической речи, и простонародная многоголосица с пословицами, шутками, прибаутками, просторечием Варлаама и Мисаила (сцена в корчме на литовской границе). 

Друг Пушкина Н.Н. Раевский, с интересом следивший за процессом создания этого произведения, писал автору: "… вы сообщите диалогу движение, которое сделает его похожим на разговор, а не на фразы из словаря, как было до сих пор. Вы довершите водворение у нас простой и естественной речи, которой наша публика ещё плохо понимает… Вы сведёте, наконец, поэзию с ходуль…» Предсказание Раевского блистательно сбылось.

Сценическая судьба «Бориса Годунова» проделала путь от «жанра» и «быта» к бытию, от этнографической и исторической точности к образной обобщенности театрального решения без каких-либо примет «места и времени». Опера Мусоргского на сцене свершила путь синхронный движению самого Времени, находилась в гуще тех процессов, которые происходили в театре на протяжении ста тридцати лет. Интенсивность появления «Бориса Годунова» Мусоргского на сцене в последние годы показывает, что жизнь произведения в культуре обретает новую энергию. 

 

Никита Лифановский Б18-301

Борис Годунов - это необычайное по своей силе, замыслу и музыкальному языку произведение .Она выделяется на фоне русских и зарубежных музыкальных произведений  по своему маштабу, судьбе . Известно, что в основе оперы лежат подлинные исторические события, рассказывающие о тяжелом времени для страны, которые наступили со смертью Бориса Годунова, приходом поляков и Лжедмитрия. Неслучайно ее жанр Мусоргский определил, как народная музыкальная драма, ведь главное действующее лицо в ней – народ, и сцены с ним занимают центральное место в драматургии. "Борис Годунов" и сегодня одна из репертуарных опер во всем мире, невзирая на то, что в ней практически никакого места не отведено любви и героике. При представлении в 1869 г. администрации Императорского театра встал вопрос об отсутствии женской роли для примадонны, хотя, конечно, дело было в обескураживающем новаторстве Мусоргского.Сам композитор говорил, что его цель - показать народ как великую личность, воодушевленную единой идеей. Так задача не стояла ни у Верди, ни у Вагнера, ни тем более у Бизе. Хотя народные, хоровые эпизоды присутствовали, и в романтической опере были найдены разные типы музыкального воплощения таких массовых сцен. Понимая, что не найдет поддержки в постановке оперы, Мусоргский сделал вторую редакцию, и в 1874 г. она правдами и неправдами появилась на сцене, но и здесь ей пока не было суждено счастливой сценической судьбы. Уже после смерти Мусоргского постановка была возобновлена в Петербурге в 1896 г. в редакции Н. Римского-Корсакова, чтобы уже навсегда привлечь мировую публику к этому шедевру.

Советский и российский музыковед Головинский Г.Л. в своей книге о Модесте Петровиче  Мусоргском высказывался об опрере так : “"Борис Годунов" ознаменовал реформу оперного жанра, по размаху новаторства и нравственно-философской глубине не уступающую вагнеровской, а для отечественной культуры и гораздо более перспективную. Правда, в отличие от Вагнера, Мусоргский не узнал громкой мировой славы, не увидел продолжения своей реформы. До "Бориса" ни русская, ни западноевропейская опера не покушалась столь пристально анализировать внутренний мир человека, притом реальной исторической личности, из драмы любви, разлуки, ревности или соперничества не превращалась в подлинно психоло гическу ю драму . Образ мудрого, искренне озабоченного судьбами государства царя, сурового и гневливого, но способного трогательно нежно любить своих детей, царя, который взошел на трон ценой кровавого преступления и терзаем лютыми муками совести, — эталон психологизма, вряд ли превзойденный и в XX веке. Хор, обычно служивший прежде всего фоном событий и, как правило, выступавший нерасчлененной массой, стал активным участником действия, мотивируя переживания центрального героя, причем масса впервые распалась на отдельные фигуры и социальные группы. Линии психологическая, эпико-трагедийная и жанровая, бытописательная тесно переплетены и прослоены комедийно-юмористическими сценками, опять-таки неотъемлемо вплетенными в развитие основного конфликта.”

Опера написана на либретто самого композитора , по исторической драме и трагедии Александра Сергеевича Пушкина “Борис Годунов” .В течении пяти лет композитор писал либретто  ,но путь самой  оперы был ещё более долог . Оперы пережила два издания и огромное количество правок , даже ,спустя 10 лет после премьеры была снята со сцены из-за цензуры.В «Борисе Годунове» Мусоргский проявил себя гениальным драматургом, не просто воскресив образы прошлого, а показав трагедию совести и конфликт между царем и народом, роль народа является гланой по всему произведению. Сам композитор говорил, что его цель - показать народ как великую личность, воодушевленную единой идеей. Самая главная особенность оперы -это как раз таки гавный герой -народ.

 

Александра Саин Б18-302

Опера "Борис Годунов" выделяется среди представителей русского, да и мирового, музыкального искусства и, даже будучи признана больше потомками композитора, нежели его современниками, является яркой золотинкой мировой культуры.
Жанры, к которым произведение относится, не были новы для русской культуры, однако Александр Сергеевич смог вдохнуть и в них новизну: "По примеру Шекспира я ограничился изображением эпохи и исторических лиц, не гоняясь за сценическими эффектами, романтическим пафосом и т.п. Стиль трагедии — смешанный. Он площадной и низкий там, где мне приходилось выводить людей простых и грубых ...Меня прельщала мысль о трагедии без любовной интриги; но, не говоря уже о том, что любовь весьма подходит романтическому и страстному характеру моего авантюриста, я заставил Дмитрия влюбиться в Марину, чтобы лучше оттенить ее необычный характер. У Карамзина он лишь бегло очерчен, но, конечно, это была странная красавица; y нее была только одна страсть — честолюбие, но до такой степени сильное, бешеное, что трудно себе представить. ...Она волнует меня, как страсть".
    Если и цензорами, и председателями комитета детище "самолепного" композитора Мусоргского было отвергнуто, что же вознесло его до статуса достояния культуры? Особый язык выражения сюжетов в музыке был слишком непривычен и непонятен. Сценография оперной драматургии, в классической форме, тяготеет к статике. Герой-певец или прима встают на видном месте, поют. Красиво, достойно, понятно. В представлении Мусоргского сценография должна быть предельно динамичной: если невозможно собственно движение, то необходимо постоянное напряжение в статике, готовность к немедленному движению. Музыка полностью подчинена этой идее. В "Борисе Годунове" образ Марины Мнишек был введен под давлением музыкального комитета Дирекции императорских театров. Примечательно, что первая постановка полной версии оперы «Борис Годунов» состоялась в 1874 году, в период серьезных реформ в Российской Империи. Кроме того, в основу сюжета оперы положено описание событий Смутного времени. Таким образом, опера «Борис Годунов», сплав творчества двух русских гениев М.П. Мусоргского и А.С. Пушкина, являет собой некий аккумулирующий образ бурлящей русской Смуты.
    По словам музыковеда Головинского: "До "Бориса" ни русская, ни западноевропейская опера не покушалась столь пристально анализировать внутренний мир человека, притом реальной исторической личности, из драмы любви, разлуки, ревности или соперничества не превращалась в подлинно психологическую драму. Образ мудрого, искренне озабоченного судьбами государства царя, сурового и гневливого, но способного трогательно нежно любить своих детей, царя, который взошел на трон ценой кровавого преступления и терзаем лютыми муками совести, — эталон психологизма, вряд ли превзойденный и в XX веке. Хор, обычно служивший прежде всего фоном событий и, как правило, выступавший нерасчлененной массой, стал активным участником действия, мотивируя переживания центрального героя, причем масса впервые распалась на отдельные фигуры и социальные группы. Очень велика шкала нюансов, доступных хору. Линии психологическая, эпико-трагедийная и жанровая, бытописательная тесно переплетены и прослоены комедийно-юмористическими сценками, опять-таки неотъемлемо вплетенными в развитие основного конфликта."
     В «Борисе Годунове» Мусоргский проявил себя гениальным драматургом, не просто воскресив образы прошлого, а показав трагедию совести и конфликт между царем и народом, роль последнего автор усилил и дал народу главную роль в своем произведении. Сам композитор говорил, что его цель - показать народ как великую личность, воодушевленную единой идеей. Так задача не стояла ни у Верди, ни у Вагнера, ни тем более у Бизе. Раскрытия такой силы трагедии личности и народа на тот момент в мировом оперном искусстве еще не было.

 

Евгений Станкевич Б17-202

Опера «Борис Годунов», поставленная по «драматической повести» А.С. Пушкина, на музыку М.П. Мусоргского о временном промежутке государства русского, начинающимся со смерти царя Федора Ивановича Рюриковича - сына Грозного и последнего представителя династии Рюриковичей, до гибели первого, избранного народом царя Федора Ивановича Годунова. 

Если сравнивать данную оперу с её предшественницами, то одно неотъемлемое обстоятельство сильно выделяет оперу «Борис Годунов» относительно предыдущих – историческая реконструкция действительно произошедших событий и роковых свершений целого народа и государства. Объективно, оперы до «Бориса Годунова» в большой своей массе представляли любовные страдания, искания, в целом – истории с ярким женским образом, или же раскрытие мифологических образов, после оперы «Борис Годунов» оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского, посвященная началу правления Петра Первого; «Жизнь за Царя» М.И. Глинки, повествующую о жизни Ивана Сусанина; «Князь Игорь» А.К. Бородина, воссоздающую годы правления великого князя Игоря; «Война и мир» С.С. Прокофьева, поставленная по исторической эпопеи Л.Н. Толстого,  – произведения того же характера и той же направленности. Интересный факт, оперу Модеста Петровича Мусоргского не хотели ставить, ибо считали, что из-за неимения сильного женского образа опера не будет интересна зрителю. Соответственно верно будет присоединиться к высказыванию, что она ознаменовала собой новую эпоху. Чтобы мои громкие слова о столь масштабной исторической реконструкции не были не обоснованными, проведу небольшой экскурс по произведению.

Начало соответствует волнению в народе, связанному с избранием царя. Интересное введение в оперу пристава, для демонстрации формирования народного мнения и отношения к проводившимся и приводящимся внутренним реформам (опричнина; отмена Юрьева дня; приведшая к невозможности смены крестьянами землевладельца; увеличенные налоги; система доносов, связывающая руки землевладельцам, лишавшихся возможности жестко требовать от своих крестьян работать, дабы иметь деньги, чтобы выплачивать налоги). Так сказать, кнут реформ, бьющих по народу, и пристав, требующий, чтобы посредством этого кнута, народ пел, как надо. С самой первой минуты народ относится к избранию новоиспеченного царя сдержано и недоверчиво. 

Далее развития разворачиваются вокруг самозванца Григория Отрепьева, выдавшим себя за убиенного царевича Дмитрия, сколотивший вокруг себя с помощью поляк и литовцев войско. Примечателен одно изречение из его беседы с Марией Мнишек:

… - Но знай,
Что ни король, ни папа, ни вельможи
Не думают о правде слов моих.
Димитрий я иль нет — что им за дело? 

Но я – предлог раздоров и войны.

Слова последние завершают описания отношение к нему людей, вверивших ему правление некоторой частью своей армией. В народе же Лжедмитрий видит защитника и спасителя Руси от гнева Бога, изливающегося на Русь по причине правления цареубийцы. 

Финал трагичен. Борис Годунов умирает из-за инсульта, сына его и его жену умерщвляют бояре, а народ радуется и беснуется, взывая к силе, ему неведомой, но грядущей. Об этом повествует юродивый:

Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие, 
плачь, плачь, душа православная! 
Скоро враг придёт и настанет тьма, 
темень тёмная, непроглядная. 
Горе, горе Руси! 
Плачь, плачь, русский люд, 
голодный люд!...

Занавес.

Принципиально новое в опере видно невооружённым взглядом уже из очерка – историческая реконструкция важнейшего исторического события. И отсутствие сильного женского персонажа на протяжении всей оперы. Наличие последних обстоятельств приводит к появлению нового витка, новой эпохи музыкального театра.  

     

vk

vk