Центр Культурных Проектов НИЯУ МИФИ   vk  vk  

«Уильям Тёрнер», 2014, Майк Ли

    Это эссе я хочу посветить фильму "Уильям Тернер", одного из моих любимейших английских режиссеров - Майка Ли.

    Это его последний фильм на сегодняшний день, фильм был номинирован на "Золотую пальмовую ветвь", а так же ветвь взял Тимоти Сполл за лучшую мужскую роль.
    Сначала пару слов о теме фильма: фильм посвящен гениальному английскому живописцу Уильяму Тернеру, предтече французских импрессионистов. Режиссером был выбран определенный жизненный период художника, а именно последние 20 лет его жизни. Сам по себе художник был очень эксцентричным и анархичным человеком, он был из самой обычной семьи, отец был мастером по изготовлению париков, а мать была душевнобольной (хотя это уже накладывает свой след).  Учился в Королевской академии у самого Рейнолдса и стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика. Вообще, это нонсенс, потому что в истории чопорной и так зависимой от всевозможных традиций Англии до этого не бывало, чтобы в такой солидной выставке, как выставке Академии принимал участие 15-летний художник... Несмотря на все свои заслуги, человеком он был замкнутым и неприглядным, в связи с чем он не пользовался особым уважением среди своих коллег за редким исключением, правда, его талант признавали все. Для меня его работы символизируют выплеск бессознательного (особенно его позднее творчество), проекцией его глубоких внутренних переживаний на полотно, которые олицетворяет буйство и беспощадность природы. Как писал Делез, после посещения его выставки в Лондоне: «эта избыточность — световая, красочная, стилевая — и есть то «шизо»,  дающее свободу, это бессознательное следование своему желанию».
    А теперь о самом фильме. Недаром Ли выбрал именно этого художника (еще, конечно, Тернер англичанин и о нем никто до Ли не снимал фильмов), ведь у него получается так точно и тонко передать все внутренние переживания героев (как, например, в фильме "Вера Дрейк" или "Обнаженные"), что для него такой гений-интроверт является находкой. Я всегда сравнивал Майка Ли с Достоевским, для меня они оба гениальные психологи (правда, за тем исключением, что Ли не выносит религию во всех ее проявлениях). На роль этого гения был выбран его любимый Тимоти Сполл (известный в массах, как "Хвост" из Гарри Поттера), немного с отталкивающей внешностью, который сумел мастерски передать все грани личности его героя, а также умело хрюкать, хмыкать и всхлипывать. Для меня этот фильм больше о Человеке, нежели чем о гениальном живописце, человеке с обычными человеческими проблемами, со своими грехами, как и у всех людей. Вот, слова самого режиссера: " Да, он икона, кто спорит. Но ведь он и живым человеком тоже был!". Тернер Майка Ли представляется нам дотошным, упрямым и верным только себе человеком, до какой-то степени нонконформистом, у которого под толщей неприглядной оболочки скрывается тонкой души человек, кажется, как будто в детстве этот человек был большим фантазером и авантюристом, до тех пор, пока он не познал жизнь со всеми ее трудностями. Персонаж Сполла "человек дела", он не любитель пустой искусствоведческой болтавни о "высоком", он просто делает свое дело - творит. Кстати говоря, после смерти Тернер завещал все свои картины британской нации, при условии, что любой желающий сможет бесплатно прикоснуться к великому, хотя еще при жизни ему предлагали баснословные деньги за его картины.
    Так же Майк Ли не забывает о декорациях, он с детальной точностью в своих кадрах реконструирует ту Викторианскую эпоху, в которой доживал свои последние годы Тернер. Из интервью с Майком Ли с Антоном Долиным: " - Как сделать кадр адекватным живописи Тернера?
    -Мой оператор Дик Поуп — человек огромного таланта. Вместе с ним мы много месяцев изучали полотна Тернера, его палитру, его стиль и язык. Вы не представляете себе, как много времени мы на это потратили.  И в итоге научились видеть мир глазами Тернера". Им и вправду удалось удержать внимание зрителя на каждом кадре, дать возможность увидеть привычные нам пейзажи, но под другим углом.
Есть один интересный эпизод из фильма, где Тернер рассказывал своим гостям о картине, сюжет которой чудовищен: рабовладельцы выбрасывают за борт смертельно больных черных рабов. А Джон Рескин в ответ начинает восторгаться формальным совершенством картины, не выказывая ни малейшего интереса к ее сюжету. По мнению режиссера,  эмоция важнее, чем форма, а академизм способен убить саму суть искусства (про Тернера эта история тоже правдива, кстати).
    Особенность фильмов Майка Ли, что они оставляют долгое послевкусие. Все грани персонажей раскрываются только со временем, поэтому его фильмы можно пересматривать, от этого они не теряют своей сочности. В основном его фильмы об обычных непримечательных людях рабочего класса. Но в том-то его гений и заключается, что обычную человеческую историю он делает особенной, ничем не хуже и не лучше любой другой, а просто такой же важной.

Анатолий Куркин, Ф04-09б, (2016)

 

«Уильям Тёрнер», 2014, Майк Ли

«Уильям Тёрнер», 2014, Майк Ли

«Уильям Тёрнер», 2014, Майк Ли

«Уильям Тёрнер», 2014, Майк Ли

«Уильям Тёрнер», 2014, Майк Ли

«Уильям Тёрнер», 2014, Майк Ли

Оригинал Эссе

doc

vk

vk