Центр Культурных Проектов НИЯУ МИФИ   vk  vk  

"Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения". Третьяковская галерея. до 23 июля

Третьяковская галерея представляет первую в России выставку Джорджо де Кирико — итальянского живописца, скульптора, сценографа и поэта, одного из ведущих мастеров в искусстве ХХ века, предтечи сюрреализма и основателя движения "Метафизическая живопись".

2 05 17 2
Во время встречи Президента Российской Федерации Владимира Путина с Президентом Итальянской Республики Серджо Маттареллой этот проект был отмечен среди важнейших для развития культурных связей двух государств. Совместная выставка Третьяковской галереи и Фонда Джорджо и Изы де Кирико проходит в рамках Открытого Фестиваля Искусств "Черешневый лес" при поддержке компании Bosco di Ciliegi.
Искусство транснационально по своей природе. Произведения Джорджо де Кирико, размещенные в залах Третьяковской галереи рядом с русским искусством ХХ века, позволяют обнаружить многие параллели и взаимовлияние различных художественных направлений. Рассмотрение его в контексте одновременных художественных процессов обогащает восприятие, придает важные дополнительные смыслы. Выставка де Кирико позволит зрителям осмыслить его влияние на русских художников – К. Малевича, А. Шевченко, А. Дейнеку, К. Рождественского, В. Ермолаеву, трансформировавших в своих работах некоторые приемы и мотивы живописи мастера.
Впервые четыре картины Джорджо де Кирико экспонировались в Москве в 1929 году, в 1930-х были показаны его рисунки и офорты. Настоящая выставка в Третьяковской галерее демонстрирует главные грани творчества мастера: ранние картины, свидетельствующие об увлечении искусством швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина (1827–1901), классическую "метафизическую" и неометафизическую живопись, обращение к интерпретации античности и мифологических сюжетов, интерес к живописи старых мастеров, а также автопортреты.
Экспозиция состоит из нескольких разделов. Первый, "Путь метафизики", раскрывает суть метафизической живописи, погружает в круг ее основных сюжетов и приемов. Определение своего искусства как метафизического, заимствованное де Кирико из арсенала философских терминов, опирается на собственно философское толкование метафизики как исследования первоначальных законов бытия, лежащих за пределами эмпирического опыта. Применительно к художественному направлению "метафизика" означает погружение в некий параллельный магический мир, наполненный событиями, понимание которых неподвластно логике и здравому смыслу, исследование мистических явлений, скрытых за внешним спокойствием и обыденностью. Загадка, таинственность пустынных площадей, меланхолия, тревожное предчувствие, реальность как иллюзия, мнимость, персонажи-манекены ─ все эти мотивы варьируются в работах разных периодов. Главным мотивом, с которого началась "метафизическая живопись" мастера, стали виды итальянских площадей. На выставке экспонирована одна из самых ранних метафизических картин – "Полуденная меланхолия" (1913, Центр Жоржа Помпиду, Париж).
Другой обширный раздел, представляющий очень важный аспект творчества де Кирико, – "История и миф". Свое обращение к интерпретации античности и мифологических сюжетов, возврат к классике он отождествлял с восстановлением духовных ценностей, утраченных как в искусстве, так и в общественной жизни. Неоклассические тенденции стали общим местом художественных поисков в 1920–1930-х годах, не избежал поворота к классической традиции и де Кирико. В живописи мастера появляются новые темы: античные мифы, гладиаторы, герои греко-римской истории.

Адрес:
Крымский Вал, 10, залы 80–82

Режим работы постоянной экспозиции:


вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
(кассы и вход до 17.00)
четверг, пятница, суббота —
с 10.00 до 21.00
(кассы и вход до 20.00)
выходной — понедельник

vk

vk