Центр Культурных Проектов НИЯУ МИФИ   vk  vk  

Афишемания. Французская реклама конца XIX — начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. С 21 февраля по 21 апреля 2019.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку французской рекламы конца XIX — начала XX века «Афишемания».

 

В экспозиции будут показаны 130 афиш из собрания музея, которые познакомят с историей рождения и эволюции плаката как вида искусства. Зрители увидят работы известных художников и мастеров иллюстрированной рекламы — Анри де Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи, Поля Гаварни, Леона Шубрака, Жюля Шере, Адольфа Вийетта и других авторов.

В 1889 году коллекционер графики и автор справочного издания о французских граверах XIX века Анри Беральди впервые включил в свой труд рекламную графику. Это было первое авторитетное признание иллюстрированной рекламы как вида искусства. Во вступлении Беральди писал, что «из всех видов современной графики именно афиша доставляет сегодня столько радости и переживания настоящему любителю» и что «каталогизация афиши важна так же, как и любого вида гравюры».

«Афишемания» — такой диагноз метко поставил обществу публицист и литератор Октав Юзанн, описав ее симптомы в статье о коллекционировании афиш в журнале, посвященном обзору книжных новинок.

Признание иллюстрированной рекламы как искусства благородного и достойного залов Парижского салона подтверждалось успехом выставочных проектов. В 1889 году на Всемирной выставке, где демонстрировались мировые достижения науки, техники и культуры, искусство Франции наряду с живописью было представлено литографированной афишей. Экспозиция была открыта с мая по ноябрь и воспринималась посетителями как показ исторического развития и эволюции нового жанра в искусстве. Образцы прикладной графики здесь прозвучали как произведения искусства, отмеченные разнообразием авторских почерков и художественной оригинальностью.

Откликнувшись на основные события века, афиша отразила характер различных политических партий, послужила рупором идей социалистов и анархистов, сыграла огромную роль в судьбе и карьере отдельных политиков и государственных чиновников, продемонстрировала достижения науки и техники. Она расширила пространство культурной среды, превратив улицы европейских городов в выставочные залы. Выполняя свою основную функцию — коммерческое рекламирование товаров и услуг, — афиша явилась полем для экспериментального поиска новых форм в искусстве, проводником передовых идей, оказала серьезное влияние на развитие и распространение художественных стилей — ар-нуво и ар-деко и во многом определила эстетику эпохи.

2 апреля, 19:00. Лекция куратора Ирины Никифоровой «Реклама, как высокий жанр искусства. Модернизм и французская афиша»

11 апреля. 19:00. Елена Коротких. Встреча на экспозиции. «Афишемания: французская реклама конца XIX - начала ХХ века»

18 апреля, 19:00. Встреча на экспозиции с куратором выставки Ириной Никифоровой «Музы коммерции»

ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВА СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ XIX–XX ВЕКОВ

ВТ, СР, СБ, ВС: с 11:00 до 20:00 / касса (вход) с 11:00 до 19:00

ЧТ, ПТ: с 11:00 до 21:00 / касса (вход) с 11:00 до 20:00

ПН: выходной

 

vk

vk