Центр Культурных Проектов НИЯУ МИФИ   vk  vk  

“Русский Йорданс”. ГМИИ им. А.С. Пушкина. До 30 ноября.

ГМИИ им. А. С. Пушкина представляет выставку “Русский Йорданс”. Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России», которая расскажет о знаковых работах фламандского художника Якоба (Жака) Йорданса и об интересе к его творчеству в России.

На выставке впервые будут показаны практически все произведения мастера, которые находятся в собраниях российских музеев: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижегородского государственного художественного музея и Пермской государственной художественной галереи. Одна из работ художника предоставлена Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой (Санкт-Петербург). В экспозиции 18 картин и 31 рисунок, отражающие основные этапы творческой биографии мастера, разнообразие видов и жанров, в которых он работал, и эволюцию его стиля.

17 СЕН - 30 НОЯ 2019

Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва, ул. Волхонка, 12)

C 16 сентября по 3 ноября закрыта постоянная экспозиция 2 этажа!

ВТ, СР, СБ, ВС: с 11:00 до 20:00
касса (вход) с 11:00 до 19:00

ЧТ, ПТ: с 11:00 до 21:00
касса (вход) с 11:00 до 20:00

ПН: выходной

В истории фламандского искусства XVII века Йорданс занимает особое место, входя, вместе с Рубенсом и Ван Дейком, в триаду великих исторических живописцев фламандской школы. За ним закрепилась слава «самого фламандского» художника, вероятно, из-за его большой любви к национальному быту, праздникам, пословицам и поговоркам. Однако искусство Йорданса отнюдь не исчерпывается изображением сцен национального быта и праздников. Он писал портреты, картины на библейские, евангельские и аллегорические сюжеты, а также на сюжеты из античной истории и мифологии; щедро вводил в свои композиции детали натюрморта и пейзажные фоны.

Роль главного побудительного импульса в становлении молодого живописца принадлежала Рубенсу. Йорданс не был его непосредственным учеником, но в молодые годы имел тесную связь с мастерской прославленного главы фламандской школы. Отпечаток искусства Рубенса несут на себе обе ранние картины мастера, представленные на выставке, – уже упомянутый выше «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами».  Мир незаурядных, больших страстей, возвышенная героика искусства Рубенса чужды Йордансу. Волнения и радости обыденной жизни, чувства обыкновенных людей – вот сфера его искусства. В ранний период творчества свои наблюдения над жизнью художник воплощает почти исключительно в рамках религиозной тематики. Но, что типично для Йорданса, в евангельских легендах он обычно выбирает такие моменты, которые позволяют ему представлять преимущественно бытовые ситуации.

Якоб Йорданс. Автопортрет с родителями, братьями и сестрами. Около 1615.

Якоб Йорданс. Автопортрет с родителями, братьями и сестрами. Около 1615.

В картинах на мифологические сюжеты он словно вступает в своеобразный «художественный диалог» с великим мастером. В картине «Мелеагр и Аталанта» (Екатеринбургский Государственный музей изобразительных искусств) Йорданс, в отличие от Рубенса, представляет далеко не героический момент античной легенды о Калидонской охоте. Для Йорданса характерен свой подход к трактовке образов античности: приземление возвышенного, идеального, стремление показать под видом богов или героев простых людей, что свидетельствует о влиянии на него караваджизма, хотя идеи Караваджо могли быть восприняты художником лишь из вторых рук. Важность караваджистского этапа творчества художника (с конца 1610-х до середины 1620-х годов) заключалась прежде всего в том, что он закономерно привел мастера к созданию собственно жанровых композиций – картин на темы фламандских пословиц и праздников.

Якоб Йорданс. Мелеагр и Аталанта. 1617-1618.

Якоб Йорданс. Мелеагр и Аталанта. 1617-1618.

В названии выставки «Русский Йорданс» сделан акцент на том, что в экспозиции объединены работы художника, находящиеся именно в российских собраниях. Российские музеи обладают интересной, хотя и численно небольшой, коллекцией живописи Йорданса, позволяющей показать лучшие образцы его искусства почти во всех жанрах. Хронологически эти произведения относятся к периоду с момента получения художником звания свободного мастера гильдии Святого Луки в Антверпене до середины 1660-х годов. Важной частью выставки стали четыре картины, предоставленные российскими региональными музеями, — «Христос и самаритянка» (Нижегородский государственный художественный музей), «Мелеагр и Аталанта» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств), «Павел и Варнава в Листре» и «Пир короля» (обе — Пермская государственная художественная галерея). До сих пор они были мало известны как специалистам, так и широкой публике. Впервые в Москве будет выставлена работа «Оплакивание Христа», хранящаяся в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Произведение во второй раз (после Государственного Эрмитажа) за 225 лет покинуло лавру для экспонирования в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Якоб Йорданс. Оплакивание Христа. 1650-е.

Якоб Йорданс. Оплакивание Христа. 1650-е.

 

vk

vk