Центр Культурных Проектов НИЯУ МИФИ   vk  vk  

"Константин Истомин. Цвет в окне." 02 октября 2019 – 19 января 2020. Третьяковская галерея.

Выставка представляет около 100 работ К.Н. Истомина из коллекций Третьяковской галереи, Русского музея, Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева, Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки и Тверской картинной галереи, а также ряда частных собраний. Графические произведения предоставлены на выставку галереей «Ковчег».

Константин Николаевич Истомин

1887-1942 

Крупнейший русский живописец советской эпохи, педагог. Точность и лаконизм композиционных решений, обобщенность форм, изысканность и экспрессивная выразительность цветовой гаммы — главные особенности живописи Истомина, мастера европейской культурной традиции, создавшего собственный стиль и повлиявшего на развитие отечественного искусства ХХ века.

Родился в семье офицера. Начал обучение в курской гимназии. Во Владивостоке, куда они с семьей переехали по долгу службы отца в 1901, посещает школу рисования, увлекается живописью, знакомится с искусством Китая и Японии.

С началом Русско-японской войны семья перебралась в Харьков, где Истомин после завершения среднего образования некоторое время занимался в студии художника Е. Шрейдера. Был вовлечен в революционные события 1905, участвовал в выступлениях рабочих, подвергся аресту, несколько месяцев провел в тюрьме.

Освободившись летом 1906, Истомин уехал в Германию для дальнейшего обучения живописи и до 1909 занимался в Мюнхене у известного венгерского живописца и педагога Ш. Холлоши.

По возвращении в Москву Истомин поступил на искусствоведческое отделение Московского университета, по собственному признанию, скорее желая отсрочить военную службу, чем ради знаний. Но учеба в МГУ привила ему настоящую культуру, оказала определяющее влияние на его художественные воззрения и позволила в 1912 совершить путешествие по Греции и Италии, где художник познакомился и на всю жизнь увлекся искусством античности и эпохи Возрождения.

Летом 1913 Истомин был призван в армию. Во время Первой мировой войны командовал артиллерийской батареей, был контужен, оперирован, долго лечился. В 1917 его избрали в полковой комитет, но вскоре демобилизовали. Он прибыл в Москву и в 1918 устроился на работу в секцию изобразительных искусств Моссовета, где занимался оформлением агитпоездов и изготовлением наглядной агитации к первым советским праздникам. Работал в театрах.

Истомин проявил себя и в качестве театрального художника, создав эскизы декораций и костюмов к ряду спектаклей; писал теоретические работы и учебные программы.

В марте 1919 Истомин вступил в Красную Армию, получил ранение, перенес тиф и был окончательно освобожден от воинской повинности.

С 1921 и до конца жизни Истомин занимался преподавательской деятельностью. По воспоминаниям его учеников, Истомин был широко эрудированным и принципиальным человеком, педагогом по призванию. С 1921 года Истомин стал профессором Вхутемаса. С тех пор вся его жизнь была связана с преподаванием живописи. Почти все художники, получившие профессиональное образование в Москве в 1920–1930-е годы, прошли через мастерскую Истомина. При этом мастер не создал своей школы. Он интенсивно развивался сам, формулируя свои мысли и методы живописного постижения натуры в доверительном общении с учениками. Среди живописцев 1920–1930-х годов Истомин был наиболее последовательным проводником европейского опыта в художественном образовании, что было особенно ценно в эпоху утверждения канонов соцреализма.

Осенью 1941 вместе со всем Московским художественным институтом имени В. И. Сурикова (бывшем ВХУТЕИНом) эвакуировался в Самарканд. Умер в эвакуации.

Настоящая выставка открывается работами Истомина начала 1920-х годов. Ранние работы — учебные и фронтовые рисунки — не сохранились. В работах на крестьянскую тему — «Чаепитие», «Пряхи», «Жатва» — художник претворяет в жизнь уроки европейских мастеров. В эти же годы он начал писать обнаженную натуру. В 1929 году у Истомина появилась новая натурщица — Лидочка Короткова, бывшая танцовщица. Ее острый, яркий образ часто встречается в произведениях конца 1920-х — первой половины 1930-х годов: «Читающая женщина», «Перед зеркалом», «Вузовки». Рисункам, акварелям и темперам, запечатлевшим своеобразные черты модели, посвящен малый зал в экспозиции.

Истомин К.Н. «Читающая женщина» 1931

Истомин К.Н. «Читающая женщина» 1931 

Центральная часть экспозиции посвящена работам, созданным в московской мастерской художника. В 1921 году Истомин получил комнату в доме на Мясницкой улице, где жили преподаватели Вхутемаса. Эта комната и вид из окна стали «главными героями» большинства произведений, написанных мастером в 1920–1930-е годы. Женские фигуры в интерьере на фоне окна, данные контражуром, — любимый мотив в живописи Истомина. Этот же пластический мотив лег в основу картины «Вузовки». 

Истомин К.Н. «Вузовки»  1933

Истомин К.Н. «Вузовки»  1933 

Место: Третьяковская галерея, инженерный корпус (Лаврушинский переулок, 12)

Время работы

  • Пн
    Закрыто
  • Вт, Ср, Вс
    10:00 — 18:00
  • Чт, Пт, Сб
    10:00 — 21:00

Вход закрывается за час до окончания работы Галереи.

vk

vk