Центр Культурных Проектов НИЯУ МИФИ   vk  vk  

Василий Поленов. Новая Третьяковка. До 16.02.2020

Выставка приурочена к 175-летию со дня рождения Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927)

Экспозиция знакомит зрителей с различными гранями творчества мастера. В ее состав включены более 150 произведений из 14 российских музеев и частных собраний.

Экспозиция представляет пейзаж, портрет, историческую живопись, картины евангельской серии, эскизы театральных декораций и архитектурные проекты. Впервые московская публика увидит монументальное полотно «Христос и грешница», предоставленное Государственным Русским музеем.

ПОЛЕНОВ Василий - Московский дворик

Василий Дмитриевич Поленов – Московский дворик. 1878

Поленов вошел в историю искусства как автор лирических пейзажей, прежде всего, картин «Московский дворик», «Бабушкин сад» (обе — 1878), «Заросший пруд» (1879, все — Государственная Третьяковская галерея). В них впервые в русской живописи был открыт пленэризм, посредством которого художник передает ощущение знойного летнего дня в «Московском дворике», поэтическую прелесть будней и элегическую грусть по ушедшей красоте старинных дворянских усадеб в картинах «Бабушкин сад» и «Заросший пруд».

Василий Дмитриевич Поленов – Бабушкин сад. 1878

Василий Дмитриевич Поленов – Бабушкин сад. 1878

В поисках собственного пути в искусстве Поленов прошел через увлечение разными художественными течениями. Окончив Академию художеств в 1871 году с большой золотой медалью, он отправился в пенсионерскую командировку в Европу, где работал над картинами на сюжеты из европейской истории: «Право господина» (1874, Государственная Третьяковская галерея), «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875, Государственный Русский музей), «Цезарская забава» (1879, Государственная Третьяковская галерея). Критики отмечали в них влияние французской академической живописи. Художник происходил из просвещенной дворянской семьи. Воспитанный в интеллектуальной, творческой среде и получивший университетское образование, Поленов стал одним из первых русских художников-универсалистов. Поленов обращался к разным областям искусства — театру, архитектуре, декоративно-прикладному искусству, выступив в каждом из них новатором.

Поленов оформлял домашние постановки Абрамцевского кружка, Русской частной оперы С.И. Мамонтова, Большого театра. Впервые на русской сцене он ввел «принцип единой картины», отказавшись от многочастных кулис в пользу одной большой картины-фона. В своих архитектурных проектах Поленов сочетал глубокое знание истории древнерусского и западноевропейского романского зодчества с новыми тенденциями рубежа XIX и XX веков, свойственными архитектуре русского модерна.

На протяжении многих лет Поленов работал над евангельской темой, ей посвящена центральная часть экспозиции. В 1881–1882 годах он совершил путешествие на Ближний Восток, потому что считал необходимым посетить места, где происходили события, описанные в Евангелии. Результатом поездки стала серия этюдов, впервые показанная на 13-й передвижной выставке наравне с законченными произведениями. В этих этюдах художник открыл новые возможности живописи в изображении «красочного величия Востока», показав его без этнографической сухости и салонной «красивости». Широкий резонанс вызвала его картина «Христос и грешница („Кто из вас без греха? “)» (1887, Государственный Русский музей), экспонировавшаяся на 15-й передвижной выставке. Желая показать исторический характер евангельских событий, нравственную силу и торжество гуманистических идей, которые нес людям Христос, художник соединил в полотне традиции академической живописи и возможности реалистического искусства. Картина стала первой в цикле «Из жизни Христа» (1890–1900-е). Работая над этой серией, Поленов поставил перед собой задачу «доискаться исторической правды», отражая в живописи земной путь Иисуса. Художник, по его словам, хотел дать «живой образ» Христа, «каким он был в действительности», поэтому представил его простым странником и Учителем. Важная роль в произведениях цикла «Из жизни Христа» принадлежит пейзажу. Через гармонию природы Поленов выразил нравственное совершенство Христа.

Василий Дмитриевич Поленов – На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888

Василий Дмитриевич Поленов – На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888

 

Новая Третьяковка (117049, г. Москва, Крымский Вал, 10)

Часы работы выставки:

Пн — выходной

Вт, Ср, Вс — 10:00 - 18:00, вход до 17:00

Чт, Пт, Сб — 10:00 - 21:00, вход до 20:00

19 октября, 16 ноября и 14 декабря выставка работает с 10:00 до 18:00 (вход до 16:30)

Посещение выставки организовано по сеансам.

Бесплатные среды не распространяются на выставку «Василий Поленов»

Билеты можно купить онлайн и в кассах музея (Новая Третьяковка, Инженерный корпус, Главное здание касса № 3)

vk

vk