Центр Культурных Проектов НИЯУ МИФИ   vk  vk  

Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России.

Выставка в Новой Третьяковке работ различных художиков по кинетичесскому искусству.

      Работы, представленные на выставке, возникли в результате синтеза научного подхода и индивидуального "художественного" видения. В следствие коренных преобразований в искусстве, физике, а также мышлении на рубеже 20 века воздвинулся, как знамя будущих поколений, вопрос о форме и в дальнейшем о пространстве. Работы импрессионистов, кубистов; труды, в большей степени научные, Кандинского, Малевича; философия Филонова - все это послужило началом пути осмысления формы, материи, сущности. В области пространства серьезные шаги предприняты Петровым-Водкиным в работе "Пространство Эвклида", в которой на ряду с другими поднимается вопрос о правомерности использовать обратную перспективу вместо, например, построения шарообразного пространства, которое ближе человеку из-за особенности строения зрительной системы (хрусталик, как и глаз в целом, приближен к форме шара). 

Lavrentev Svet Lavrentev Svet 3Углубляясь в проблему пространства, художники обнаружили невозможным дальнейшее продвижение, находясь постоянно на двухмерной плоскости. Это привело к созданию трехмерных   произведений. С целью объяснить связь пространства со светом или понять природу света, художнкии прибегли к "движению" картины, что позволяло воздействовать на нее и наблюдать, как стороннее   влияение способно формировать реальность произведения. На рисунке слева представлена работа  Александра Лаврентьева "Представление света. Мобиль с подвешенными линзами". Несмотря на то, что все линзы прозрачные, на белом фоне внизу мы видим черные пятна, а так же белые с окружающим их черным фоном, это связано с не идеальность поверхности линзы (многие из них цилиндрической формы), что приводит к полному, либо частичному рассеянию из-за преломления света. Так же в мобиль добавлены цветные пластины, наложение которых приводит к изменению конечного цвета рисунка на белой плоскости. Из этого следует заключить невозможность точного определения структуры, которую прошел свет от источника до плоскости изображения. 

Koleychuk SphereИз работы Вячеслава Колейчука также посвящены этой проблеме. Например, работа "Сферы". Автор вдохновтился бытовой ситуацией: во время обеда он наблюдал, что из-за возникших на поверхности супа пузырьков картина, изображоннная на дне тарелки, меняет свой вид. В следствие чего возникла работа, продемонстрированная справа. Из-за сфер, размещенных на плоскости отдаленной от изобраения, конечный вид картины сильно отличается от начального вида изображения, причем с изменением точуи наблюдения конечное изображение неминуемо будет преобразовываться и меняться, не позволяя наблюдателю установить изначальный облик.

Подобный эксперимент поставлен в работе "Космос", где две подвешенные прозрачные фигуры - шар и цилиндр изменяют свой облик в парабалической чаще за ними. Перед наблюдателем предстоит сложный выбор определять реальность фигур, ибо то, что он видит обособленно от поверхности (если взять фигуры сами по себе) неминуемо искажается в плоскости парабалической чаши.

В своих работах Петров-Водкин использует зачастую для построения двухмерного изображения трехмерных деталей не обратную перспективу, а сферическую композицию. Возможность менять общую композицию наглядно продемонстрировал Александр Родченко в серии работ "Кинетика". 

Также на выставке представлены работы, посвященные светомузыке, где авторы демонстрируют связь не только формы, пространства и света, но и синтез всего вышеназванного с музыкой.

Koleychuk Kosmos

Rodchenko Kinetick

 

 

 

 

 

 

Дабы насладиться всеми работами и погрузится в мир раздумий и размышлений о темах вечных, приходите на выставку "Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России", которая проходит в Новой Третьяковке."

Адрес: Новая Третьяковка, Крымский Вал 10, Западное крыло.

Приходите в маске. Бронировать билеты необходимо заранее на сайте.

Сайт

vk

vk