Центр Культурных Проектов НИЯУ МИФИ   vk  vk  

Абонемент № 73: Золотые партитуры. Моцарт, Бетховен, Брамс. Государственная академическая симфоническая капелла России

Открыта регистрация на абонемент № 73: Золотые партитуры. Моцарт, Бетховен, Брамс. Государственная академическая симфоническая капелла России.

Государственная академическая симфоническая капелла России
Дирижёр – Валерий Полянский
Виктория Постникова (фортепиано)
Александр Рождественский (скрипка)

В программе:
Моцарт
Концерт № 24 для фортепиано с оркестром до-минор, K 491
Концерт для фортепиано и скрипки с оркестром (неоконченный) (Редакция Филипа Уилби)
Реквием для солистов, хора и оркестра, K 626

29 ноября 2018, начало в 19:00
Большой зал Консерватории

Регистрация на мероприятие

 

        Государственная академическая симфоническая капелла России – уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.
         Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.
          Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года – Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.
          День рождения Госкапеллы – 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова.
          Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей — Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая.              Валерий Полянский постоянно проводит монографические симфонические циклы, посвященные Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру и другим великим композиторам.
          С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским.
          За последние годы у коллектива выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах. «Не надо много слов о патриотизме, – сформулировал свою позицию В. Полянский, – молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».
           Интенсивно протекает гастрольная деятельность Госкапеллы. Высочайшему исполнительскому мастерству оркестра аплодировала британская публика во время осеннего турне 2014 года. «Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский и его оркестр были просто великолепны. Музыка Чайковского, конечно, вошла в плоть и кровь этого коллектива; Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», – отмечал британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.

      Валерий Полянский – музыкант многогранного дарования, высочайшей культуры, глубокой эрудиции. Его дирижерская харизма в равной степени проявляется как в сфере хорового искусства, так и за пультом симфонического оркестра, а творческие поиски блестяще реализуются в самых разных жанрах – будь то оперы, сочинения для хора a cappella, монументальные кантатно-ораториальные произведения, симфонии, современные сочинения.
      Валерий Полянский родился в 1949 году в Москве. Его призвание определилось очень рано: оканчивая музыкальную школу, он в 13 лет уже дирижировал хором.
      Затем последовали годы учебы у Е. Зверевой в училище при Московской консерватории, которое В. Полянский заканчивает за три года; в Московской государственной консерватории молодой музыкант занимался одновременно на двух факультетах: дирижерско-хоровом (класс профессора Б. Куликова) и оперносимфонического дирижирования (класс О. Димитриади).
      В аспирантуре судьба свела В. К. Полянского с Г. Н. Рождественским, который оказал большое влияние на дальнейшую творческую деятельность молодого дирижера.
      Важнейшей вехой в жизни Валерия Полянского стал 1971 год, когда он организовал Камерный хор из студентов Московской консерватории, а также стал дирижером Московского театра оперетты.
      В 1975 году в Италии, на крупнейшем Международном конкурсе «Гвидо д’Ареццо» Валерий Полянский и его Камерный хор стали безоговорочными победителями. Впервые хор из России получил Золотую медаль в номинации «академическое пение», удостоившись также «Золотого колокола» — символа лучшего хора конкурса. Валерию Полянскому был присужден специальный приз как лучшему дирижеру конкурса. Итальянцы тогда писали о музыканте: «Это подлинный Караян хорового дирижирования, обладающий исключительно яркой и гибкой музыкальностью».
      В 1977 году В. Полянский, не оставляя хор, становится дирижером Большого театра СССР, где в том числе участвует вместе с Г. Рождественским в постановке оперы Шостаковича «Катерина Измайлова», ведет другие спектакли.
      В те же годы начинается сотрудничество с Союзом композиторов: Валерий Полянский смело берется за освоение новых партитур, становится постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». Ему посвящают свои сочинения лучшие российские композиторы. «…Необходимо, чтобы звучали произведения наших дней. Мы живем в мире, который полон самых различных эмоциональных красок, душевных настроений, переживаний, противоборства страстей. Все это отражено так или иначе в богатейшей сокровищнице мировой музыки, все должно быть представлено на современной концертной сцене. Поддерживать современных композиторов – наш долг», — говорит дирижер.
      Возглавляя Государственный камерный хор, Валерий Полянский параллельно плодотворно сотрудничал с ведущими симфоническими коллективами России и зарубежных стран, неоднократно выступал с оркестрами Белоруссии, Исландии, Финляндии, Германии, Голландии, США, Тайваня, Турции. Им осуществлена постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин» в Гетеборгском музыкальном театре (Швеция), на протяжении нескольких лет он являлся главным дирижером фестиваля «Оперные вечера» в Гетеборге.
      С 1992 года Валерий Полянский – художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России.
      Дирижер является одним из лучших интерпретаторов наследия Рахманинова, в его дискографии – все симфонии композитора, все его оперы в концертном исполнении, все хоровые сочинения. Валерий Полянский – Президент Рахманиновского Общества, возглавляет Международный конкурс пианистов имени Рахманинова.
      В 2015 году, когда широко отмечался юбилей Чайковского, В. Полянский и Капелла провели фестиваль «Музыка на все времена», названный в СМИ «беспрецедентным». В рамках фестиваля прозвучали все симфонии композитора, Девять духовных хоров, «Литургия св. Иоанна Златоуста» и опера «Пиковая дама» в концертном исполнении.
      С 2000 года в программах Госкапеллы отчетливо выделяется тяготение к жанру оперы в концертном исполнении. К настоящему моменту В. Полянский исполнил около 30 опер. Это – и русская классика, и зарубежные авторы.  Валерий Полянский стремится представить оперу в исторически точной интерпретации, использует оригинальные авторские редакции, привлекает к реализации опер в концертном исполнении музыкантов Госкапеллы и ведущих певцов известных российских театров. Ему удалось собрать команду единомышленников, выработать свой оригинальный стиль в трактовке формы концертного исполнения оперы.
      Вклад дирижера в музыкальную культуру высоко отмечен государственными наградами. Валерий Полянский – народный артист России (1996), лауреат Государственных премий России (1994, 2010), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).

      Одна из крупнейших пианисток современности, народная артистка России, Виктория Постникова давно завоевала мировое признание. За свою более чем 40-летнюю исполнительскую деятельность она не раз покоряла залы Москвы, Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Рима, Токио и других мировых музыкальных столиц.
      Исключительная природная одаренность, темперамент и блестящая техника, высочайшая культура исполнения и стремление к глубокому постижению творчества великих мастеров – все это выделяет пианистку среди современников.
      Виктория Постникова родилась в Москве в музыкальной семье и начала играть на фортепиано в возрасте трех лет. Уже через четыре года состоялось ее публичное выступление с Концертом Моцарта Ля мажор. Воспитанница замечательного пианиста и педагога Якова Флиера, в 1962-1967 годах Постникова занималась в его классе в Московской консерватории и два года в аспирантуре (1967-1969). Уже в студенческие годы пианистка стала лауреатом международных конкурсов в Варшаве (1965) и в Лидсе (1966). В 1968 году она завоевывает высшую награду на конкурсе имени Вианы да Мотта в Лиссабоне (Португалия), а в 1970-м – третью премию IV Международного конкурса имени Чайковского в Москве.
      В 1970 году Постникова стала солисткой Московской филармонии. С этого момента началась блистательная карьера артистки. Она выступает в крупнейших залах мира, записывает пластинки с такими оркестрами, как Берлинский филармонический, амстердамский Консертгебау, Чешский филармонический, Лондонский и Венский симфонические, Оркестр де Пари; в США она выступает с Нью-Йоркским, Бостонским, Чикагским, Кливлендским и Филадельфийским оркестрами. Среди ее партнеров-дирижеров – сэр Джон Барбиролли, сэр Адриан Боулт, сэр Колин Дэвис, сэр Саймон Рэттл, Курт Мазур, Юрий Темирканов, Кирилл Кондрашин, лорд Иегуди Менухин и многие другие. Особое место в творчестве Постниковой занимает содружество с Геннадием Рождественским – ее супругом и постоянным сценическим партнером. Пианистка – бессменный участник его филармонических абонементов.
       В ее репертуаре – все фортепианные концерты Бетховена, Чайковского, Шопена, Брамса, Прокофьева, многие концерты Моцарта, Гайдна, произведения Баха, Шумана, Мендельсона, Рахманинова, Листа, Скрябина. Значительное место в ее программах отведено музыке композиторов ХХ столетия – Бартока, Бриттена, Рихарда Штрауса, Дилиуса, Шнитке.

      Александр Рождественский с отличием окончил Московскую консерваторию, Королевский музыкальный колледж в Лондоне и Парижскую консерваторию. Среди его педагогов – Зинаида Гилельс, Майя Глезарова, Жерар Пуле и Феликс Андриевский. До недавнего возвращения на родину Александр Рождественский жил в Париже.
      В качестве солиста он выступал с оркестрами Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Национальным филармоническим оркестром России, Государственной академической симфонической капеллой России, Лондонскими симфоническим, «Филармония» и Королевским филармоническим оркестрами, Национальным симфоническим оркестром Ирландии, Королевским филармоническим оркестром Стокгольма, «Резидент-оркестром» Гааги, оркестром Французского радио и оркестровым Ансамблем Парижа, Пражским симфоническим оркестром, Бамбергским симфоническим оркестром, Немецким симфоническим оркестром Берлинского радио, оркестрами Баварской государственной оперы, Цюрихского «Тонхалле», римской Академии «Санта-Чечилия», миланского «Ла Скала» и другими.
      А.Рождественский записал множество скрипичных произведений для фирм Thesis и Chandos, в том числе Concerto Grosso №6 Шнитке с Королевским стокгольмским филармоническим оркестром. Принял участие в первом исполнении этого концерта, специально написанного Альфредом Шнитке для него и Виктории Постниковой.
       В 2007 году Александр Рождественский сделал запись Концерта №1 для скрипки с оркестром Шостаковича и Концерта Глазунова с оркестром Государственной симфонической капеллы России под управлением Г.Рождественского.
      Репертуар Александра Рождественского включает скрипичные произведения всех эпох и стилей. От Баха, Вивальди и Локателли до Шнитке, Губайдуллиной и Лучано Берио. Его интерес к различным музыкальным жанрам привел к созданию в Париже группы Латиноамериканской музыки Ambar и трио Аргентинского Танго Paris Gotan Trio, недавно выпустившего альбом Champan Rosado.
      Александр Рождественский играет на инструментах работы Страдивари и Гварнери, принадлежащих Обществу Страдивари (Чикаго), и является почетным представителем этого общества в России и Европе.

vk

vk