Центр Культурных Проектов НИЯУ МИФИ   vk  vk  

Абонемент № 52: Музыка для органа с оркестром

Открыта регистрация на абонемент № 52: Музыка для органа с оркестром

Государственный академический камерный оркестр России

Александр Фисейский (орган)

Дирижёр – Алексей Уткин

В ПРОГРАММЕ:
Гендель
Концерт для органа, струнных и basso continuo фа мажор, HWV 295
Вивальди
Концерт для органа, гобоя, скрипки и струнного оркестра до мажор
К. Ф. Э. Бах
Концерт для органа и камерного оркестра ми-бемоль мажор
Б. Чайковский
Шесть этюдов для струнных и органа
Рейнбергер
Концерт № 2 для органа и оркестра соль минор, соч.177

27 февраля 2019, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского

 

Регистрация на мероприятие

      Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов. Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.
      «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», — писал Дмитрий Шостакович.
      Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (некоторые из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов. Так, Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением
Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.
      После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – одиз из ведущих камерных коллективов России.
      В январе 2010 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива "Страсти по Матфею" Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками.

      Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя А. В. Петрова.
      Сегодня имя Алексея Уткина хорошо известно в России и Европе. Школа работы со Спиваковым, которую прошел молодой гобоист, придя в «Виртуозы Москвы» из Московской консерватории, блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире.
      Алексей Уткин играет на уникальном гобое фирмы F. LOREE, который специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.
      Алексею Уткину принадлежит историческая роль в том, что он вывел гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену. Смело начав исполнять все сольные сочинения, написанные для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет специальных переложений. Ярким примером виртуозности музыканта стало исполнение им произведений забытого композитора и гобоиста начала XIX века Антонио Паскулли, носившего в свое время гордое имя «Паганини гобоя».
      В конце 90-х годов, продолжая сотрудничать с ансамблем «Виртуозы Москвы», Алексей Уткин предпринимает успешную попытку начать самостоятельную карьеру, что в 2000 году привело к созданию Ансамбля«Эрмитаж».
      В 2010 году Алексей Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России, став его художественным руководителем и дирижером. Сохраняя традиции оркестра, заложенные его основателем Рудольфом Баршаем, Уткин видит себя в оркестре не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста и вдохновляющего лидера.
      Работу в коллективе новый художественный руководитель начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. Новые идеи и творческие поиски Алексея Уткина нашли отражение в программах последних лет, таких как Ost West Fantasy на музыку Пёрселла, Махавишну, Кларка, МакКэндлеса; «Праздничный дивертисмент-сказка» молодого композитора Андрея Рубцова.
      Работу в ГАКОР музыкант совмещает с преподавательской деятельностью, являясь профессором Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
      В 2016 году Алексей Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы.

       Заслуженный артист России, профессор Александр Фисейский ведёт разностороннюю творческую жизнь. Он известен как исполнитель, педагог, организатор, исследователь. Александр Фисейский завершил образование в Московской консерватории у блистательных педагогов В.
Горностаевой (фортепиано) и Л. Ройзмана (орган). Он выступал со многими именитыми оркестрами, солистами и певцами. Его исполнительское искусство было представлено более чем в 30 странах мира. Сольные концерты музыканта проходили в таких известных залах, как Национальный собор в Вашингтоне, Церковь св. Троицы в Нью-Йорке, Собор Парижской Богоматери, Собор
св. Стефана в Вене, Кёльнский собор, Вестминстерское аббатство и Собор св. Павла в Лондоне, Королевский колледж в Кембридже и Колледж королевы в Оксфорде.
       Значительные события исполнительской карьеры Александра Фисейского связаны с именем И. С. Баха. Этому композитору он посвятил свой первый сольный концерт., неоднократно исполнял цикл из всех органных сочинений Баха. 250-летие со дня смерти Баха в 2000 году А. Фисейский отметил уникальными сериями концертов, четыре раза исполнив все органные произведения великого немецкого композитора на его родине. Причём в Дюссельдорфе этот цикл был исполнен Александром Фисейским в течение одного дня. Начав эту уникальную акцию, посвящённую памяти И. С. Баха в 6.30 утра, российский музыкант завершил её в 1.30 ночи следующего дня, проведя за органом практически без перерыва 19 часов.
       Активную концертную деятельность Александр Фисейский совмещает с педагогической работой в Российской академии музыки им. Гнесиных и в МГИМ им. А. Г. Шнитке. Он проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира, принимает участие в работе жюри органных конкурсов в Канаде, Великобритании, Германии, Польше и России.
       Важнейшей частью просветительской деятельности А. Фисейского является пропаганда национального органного наследия. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компактдисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» . В марте 2009 года увидела свет монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)».
       Александр Фисейский пользуется огромным авторитетом среди российских и зарубежных органистов. Он избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991), Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994).

vk

vk