Центр Культурных Проектов НИЯУ МИФИ   vk  vk  

Абонемент № 52: Музыка для органа с оркестром

Открыта регистрация на абонемент № 52: Музыка для органа с оркестром

Государственный академический
камерный оркестр России


Константин Алекс (орган)


Дирижёр – Алексей Уткин


В ПРОГРАММЕ:
Гендель
Концерт для органа, струнных и basso continuo фа мажор, HWV 292
Респиги
Сюита в старинном стиле для струнных и органа
Моцарт
Церковная соната № 2 си-бемоль мажор, K 68
Рейнбергер
Концерт № 1 для органа и оркестра фа мажор, соч. 137

7 апреля 2019, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского

Регистрация на мероприятие

 

     Государственный академический камерный оркестр России создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

     «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.

     Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.

 

     Константин Алекс – профессор Университета имени А. Гумбольдта в Берлине, успешно совмещающий деятельность концертирующего органиста, пианиста и дирижера. Родился в 1963 году в городе Рендсбург (земля Шлезвиг-Гольштейн). Творческую деятельность начал в своем родном городе в качестве церковного органиста. В 1980 – 1988 годах обучался в Высшей школе музыки Детмольда, которую окончил как пианист и дирижер. Во время учебы работал в одной из религиозных общин курортного городка Бад Зальцуфлен (в окрестностях Детмольда), где основал и в течение нескольких лет руководил циклом «Недели молодежного оркестра».

     В дальнейшем Константин Алекс работал пианистом-репетитором в оперных театрах Мангейма и Франкфурта, ассистировал Георгу Шолти и Клаудио Аббадо на фестивалях в Зальцбурге. Дирижировал оперными спектаклями в театрах Кобурга, Мюнстера, Мёнхенгладбаха, выступал с оркестрами Мюнстера, Эссена, Вюртемберга, Пренцлау. В 1992-1995 годах был приглашенным дирижером хора Берлинского радио. Неоднократно сотрудничал со Сводным хором медицинских организаций (EMSC), с которым исполнил и записал «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» Баха, а также «Маленькую торжественную мессу» Россини. В 90-х годах вел дирижерский семинар для молодежи в Вайкерсхайме, преподавал в консерваториях Франкфурта и Берлина. В 1993 году Константин Алекс занял должность профессора и музыкального директора Берлинского университета имени Гумбольдта.

     С тех пор его творческая деятельность связана с этим старейшим учебным заведением Германии. Он руководит несколькими студенческими хорами и оркестрами; в течение семи лет осуществлял просветительский проект «Летняя опера», к участию в котором привлекалось множество учащихся (были поставлены «Орфей и Эвридика» Глюка, «Ундина» Гофмана, «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза). Почетной наградой для Константина Алекса стал не только «Приз за лучшее преподавание», но прежде всего большое количество студентов, успешно выступающих в университетских ансамблях. Наряду с насыщенной дирижерской и организаторской деятельностью Константин Алекс находит время для игры на органе. Он сопровождает богослужения Берлинского университета, которые проходят в Мариенкирхе.

     В последние несколько лет серьезно занимается вопросами органостроения и реставрацией инструментов. В год 50-летия университетского органа Константин Алекс организовал праздничную неделю экскурсий для школьников, где они могли познакомиться со звучанием и строением органа. В сфере исполнительских интересов Константина – музыка Баха, Мендельсона, Регера, Франка, Вьерна, Видора. В 2004 году он записал диск «Великие органные сочинения И. С. Баха».

     

     Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую консерваторию (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя у Анатолия Петрова. Школа, которую прошел молодой гобоист в камерном оркестре «Виртуозы Москвы», блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире.

    Уткин – один из музыкантов, которым довелось вывести гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену. Исполнив большинство сольных сочинений, написанных для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет переложений. В репертуаре Уткина – сочинения Баха и Гайдна, Вивальди и Моцарта, Рихарда Штрауса, Шостаковича, Бруха, Бриттена.  В конце 1990-х, продолжая сотрудничать с «Виртуозами Москвы», Уткин начинает самостоятельную карьеру и в 2000 году создает ансамбль «Эрмитаж». С этим коллективом маэстро дал множество концертов.

     В 2010 году Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России. В состав ГАКО России вошли лучшие музыканты ансамбля «Эрмитаж». Сохраняя традиции оркестра, Уткин видит себя в оркестре не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста, первого среди равных. Работу в коллективе новый руководитель начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. В программах оркестра звучат «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини, композиции на темы известных рок-групп, музыка кино. Уткин продолжает работу над переложениями для гобоя известных произведений. За последние годы Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока. Новые идеи и поиски Уткина нашли отражение в таких программах, как Ost West Fantasy для камерного оркестра, электрогитары, бас-гитары, индийской тростниковой флейты и ударных; «Праздничный дивертисмент-сказка» Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных) и других. Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и Прелюдии Шостаковича.

     В 2016 году Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы. Профессор Московской консерватории. Играет на уникальном гобое фирмы «F. LOREE», старейшей фирмы, специализирующейся на производстве гобоев. Этот инструмент специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.

vk

vk