Центр Культурных Проектов НИЯУ МИФИ   vk  vk  

Михаил Федорович Ларионов

Михаил Федорович Ларионов - новатор, русский художник, авангардист и гений.

  «…Меня угнетает все то, что утвердилось в искусстве. Я чувствую в этом дыхание застоя, и оно меня душит… Хочется убежать из стен в безграничный простор, хочется чувствовать себя в постоянном движении…»

Михаил Ларионов

     Ларионов Михаил Федерович – великий художник, новатор, основоположник русского авангардизма и его безусловный лидер. В начале своей художественной карьеры Михаил Ларионов под влиянием своих учителей Валентина Серова и Константина Коровина, а также художников Винсента Ван Гога и Клода Моне, пишет картины в стиле импрессионизма. Картина «Куст сирени в цвету» приносит славу юному художнику. Легкая, простая и при этом такая родная она (картина) переносит нас в безмятежное детство и будит самые светлые воспоминание о тех беззаботных и чудных мгновениях.

     «Какая беспредельная радость была всегда в эти никогда мною незабываемые утра. Воздух наполнен запахом белой акации – деревом моего детства и моей юности, самым любимым моим деревом, так же любимым, как абрикосовое дерево.»

М.Ларионов

Воспоминания о Тирасполе

                                                                                                                                                                                                                                                                                         30.09.181 

                                                                                                                                                        "Куст сирени в цвету" 1905 год

     Ларионов не собирался ограничивать свое творчество пейзажным жанром. В импрессионизме его привлекала возможность передать состояние природы, ее поэтический образ. Ларионову этого была мало. Он стремился изобразить на своей картине не только действительность, но и как эту действительность видят разные люди. Как они ее воспринимают, а также через определённые приемы: игра со светотенью, стиль нанесения красок на холст, изображение предметов и цвета самих красок, - передать внутреннее состояние человека или даже обособленной группы людей. Так появляется ларионовский примитивизм. Это большой цикл работ по темам «Венеры», «Солдатчина», «Провинция».

     «Это не внешнее описание, не этюды и не картины по поводу виденного. Это – солдатская жизнь, взятая как бы изнутри. Солдаты Ларионова не описываются, они говорят, действуют и выражают сами себя. Такого перевоплощения в своих героев, пожалуй, никогда не было.»

С. Романович

30.09.182

                                                                                                          "Отдыхающий солдат" 1911 год

   Ларионов не пытается изобразить солдатскую жизнь, ведь он понимает, что художник Ларионов не сможет полностью описать ее, показать, как она выглядит. Но солдат Ларионов сможет. И Ларионов становится им. Это видно, в его картине «Отдыхающий солдат». Простое, угловатое, примитивное изображение человека. Неаккуратные стены и пол. Надписи на них. Мужчина, лежащий на полу, курящий сигарету и грезящий о доме, о мирной жизни. Мы видим именно картину солдата, а через картину его мысли, его душу.

     Новым витком в его творческой карьере становиться цикл картин «Времена года».

     «Ларионов выступает на этой выставке вещами, которые можно было бы назвать современным примитивом. Таковы «Четыре времени года», где в каждом времени показано преобладание присущего ему цвета <…> четыре цвета: синий, желтый, коричневый и зеленый; на картинах написаны стихи разнообразными буквами.»

И. Зданевич

     Новое направление получило название - «инфантильный примитивизм».

     В поисках нового способа передачи внутреннего состояния человека и внешнего мира, к великому художнику приходит идея менять не форму предмета, а его изображение – рисовать предмет без формы, а линиями.

30.09.183

                                                                                                                                                        "Петух и курица" 1912 год

     «…Стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волей художника. Луч условно изображается на плоскости цветной линией. То, что ценно для любителя живописи, в лучистой картине выявляется наивысшим образом.»

М. Ларионов и другие.

Лучисты и будущники. 1913

     Стиль лучизм стал совершенно новым для всего мира. Идею изображать мир, предметы и чувства лучами в последствии была усовершенствована Кандинским.

     Ларионов был разносторонним человеком. Его привлекало не только изобразительное искусство. Он также любил театр и балет, и не только рисовал декорации и костюмы к представлениям, но и ставил хореографию и изменял некоторые диалоги. Его идеей было не показать вымышленный мир, а сделать его реальным. Заставить людей думать, что все, что демонстрируется на сцене – реальность.

30.09.184

                                                                                                         "Декорации к театральной постановке"

     «В постановке балета все важно: сценарий, музыка, декорация, костюм, хореография, персональные качества и выучка исполнителей. Это так же важно, как тема, рисунок, цвет, манера – в живописи.»

М. Ларионов

     Пару очерков из его личной жизни.

     «Жилище на улице Жака Калло было пещерой Али-Бабы для влюбленных в театр. Сокровища захватили все. Две кровати. Стол, комод, несколько стульев с трудом умещались среди этого моря книг, манускриптов, папок с рисунками. Их волны поднимались на штурм мебели, затопляли ее, мешали малейшей перестановке. Невозможно передать этого медленного и неумолимого нашествия, которое вначале пугало и перед которым Ларионов и Гончарова сохраняли спокойную безмятежность.»

Раймонд Конья

     «Книги были разбросаны повсюду, на полу, на стульях, на маленьком столике в глубине комнаты. Здесь груда книг почти достигла потолка, и Ларионову пришлось залезть на стул, чтобы показать нам, что на вершине этой пирамиды книг, он поставил специально ради нас горшок с цветами.»

Гарольд Рубин

     Ларионов – великий человек. Он подарил миру новые направления в искусстве, а своим потомках бесценное достояние.

     «…Искусство Ларионова органично, как его натура, и неповторимо, как неповторима всякая ярко выраженная личность, не сомневающаяся и не раздумывающая над своим богатством.»

С. Романович

 
 

vk

vk